Малоярославецкий район
Официальный портал администрации

Обзор практики реализации организациями, подведомственными органам исполнительной власти Калужской области и органам местного самоуправления требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

(скачать, .rtf, 303 Kb)

Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения отделом по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Губернатора Калужской области результатов контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Калужской области и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Калужской области, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений, и мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (далее соответственно – контроль (мониторинг), организации).

Обзор подготовлен в целях обобщения положительных практик антикоррупционной работы, которые могут быть использованы организациями в деятельности, направленной на реализацию положений статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указанной статьей определено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По вопросам предупреждения коррупции в организациях Минтрудом России подготовлен ряд материалов методического характера, которые размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны по ссылке:

https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015  

В числе прочего на указанном интернет-ресурсе размещены следующие материалы:

  • Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции;
  • Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации;
  • Меры по предупреждению коррупции в организациях;
  • Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»;
  • Буклет «Принципы предупреждения коррупции в организациях»;
  • Карта коррупционных рисков организации: пример заполнения;
  • Примерный перечень ресурсов для поиска информации о контрагенте. 

Использование нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области противодействия коррупции.
Работа по антикоррупционному просвещению 

В ходе контроля (мониторинга) деятельности организаций установлено, что в ряде организаций информирование работников и граждан осуществляется посредством размещения информации в сфере противодействия коррупции на информационных стендах находящихся в помещении, обеспечивающем свободный доступ к нему, информационных стойках, а также посредством размещения на стендах QR Code отсылающего в раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

Для информирования граждан и работников организациями размещаются Федеральный закон «О противодействии коррупции», локальные нормативные акты в сфере противодействия коррупции принятые в организациях, телефоны «горячей линии» для сообщения о фактах коррупции, положения статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации о запрещении дарения, формы обращений для сообщения работниками работодателю о фактах обращения к ним каких – либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также формы предусмотренные в организациях для уведомления работодателя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Часто на стендах размещаются нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, памятки и агитационные материалы антикоррупционной направленности.

Как правило, телефоном «горячей линии» является телефон уполномоченного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации, либо руководителя организации.

В ряде организаций созданы и функционируют официальные сайты, имеющие разделы «Противодействие коррупции» и обычно содержащие более полный, чем размещенный на стендах, объем информации. Также на многих официальных сайтах имеется подраздел для сообщения о фактах коррупции.

Во многих организациях работники ознакомлены с нормативной базой по противодействию коррупции под роспись, в ряде организаций такое ознакомление производится ежегодно.

Вновь принятые работники организации знакомятся с документами под роспись при приеме их на работу.

Копии нормативных правовых и локальных нормативных актов в сфере противодействия коррупции, компонуются в единое накопительное дело, которое доступно для ознакомления и использования всеми работниками организации.

Также в ходе контроля (мониторинга) установлено, что в некоторых организациях правовое информирование работников производится посредством проведения семинаров, совещаний, а также на планерках. На указанных мероприятиях до работников доводится положения нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и иной информации антикоррупционной направленности. Кроме того, на указанных мероприятиях обсуждается практика применения антикоррупционного законодательства.

Существует практика участия в указанных обучающих мероприятиях сотрудников органов прокуратуры и правоохранительных органов.

Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в организациях консультируют обратившихся к ним работников организаций.

Ответственными лицами разрабатываются памятки по вопросам недопущения коррупционных действий в служебной деятельности, в которые включаются разъяснения основных понятий коррупционного законодательства, информация о видах уголовных преступлений коррупционной направленности, а также их квалифицирующих признаках.

Отдельными организациями проводится обучение вновь принимаемых работников по вопросам о преступлениях и правонарушениях коррупционной направленности, а также ответственности граждан и должностных лиц за их совершение.

Проводимая работа отражается в соответствующем журнале учета мероприятий по антикоррупционному просвещению.

Большая часть руководителей организаций хотя бы один раз проходила обучение по программам в области противодействия коррупции.

Также обучение по повышению квалификации по образовательной программе в области противодействия коррупции проходят работники организаций, занимающие должности с высоким коррупционным риском, а также лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организациях.

Администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти в адрес подведомственных организаций для ознакомления направляются письма, в которых содержится различного рода информация в сфере противодействия коррупции поступившая из Администрации Губернатора Калужской области.

Практикуется приглашение работников организаций на обучающие мероприятия, организуемые администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти, в качестве слушателей. 

Наличие в организации локального нормативного акта, регулирующего вопросы противодействия коррупции 

В подавляющем большинстве организаций приняты локальные нормативные акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, а именно определяющие комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организаций.

В основном сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике закрепляются в едином документе, с одноименным названием «Антикоррупционная политика». Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации, формой собственности, организационно – правовой формой, отраслевой принадлежностью, структурой и иными особенностями.

Кроме того в организациях принимаются документы, регламентирующие процедуру соблюдения работниками своих обязанностей, в частности Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная политика и другие документы регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции принимаются в форме локальных нормативных актов, с которыми в обязательном порядке, под роспись, ознакамливаются сотрудники организации, что позволяет обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками.

Вышеуказанные локальные нормативные акты размещаются на официальных сайтах организаций в соответствующих разделах, а также на специализированных стендах.

Наличие Плана (перечня) антикоррупционных мероприятий 

В большинстве организаций разработаны и утверждены Планы антикоррупционных мероприятий на определенные периоды, содержащие перечень конкретных антикоррупционных мероприятий планируемых к реализации в организациях, указываются сроки реализации мероприятий, ответственный исполнитель, а также форма контроля за исполнением мероприятий.

При необходимости в принятый и утвержденный план противодействия коррупции вносятся изменения.

Контроль за ходом и эффективностью реализации предусмотренных планом мероприятий осуществляется периодически (один раз в квартал, полугодие) посредством представления исполнителем планового мероприятия ответственному лицу (подразделению) информации в виде служебной записки, справки или иного документа о проведенной в анализируемый период работе по выполнению планового мероприятия.

По итогам года лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений в организации готовится подробный отчет, подтвержденный документально, содержащий информацию об исполнении (не исполнении) плана антикоррупционных мероприятий и предложения дальнейшей работы (в случае необходимости). 

Наличие подразделения (должностного лица), ответственного за профилактику коррупционных правонарушений 

В организациях в основном отсутствуют специализированные подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, однако определены должностные лица, ответственные за противодействие коррупции.

Ответственные лица наделены конкретными полномочиями для исполнения возложенных обязанностей (функций) по профилактике коррупционных правонарушений и предупреждены об ответственности.

Обычно данные функции и обязанности определены принятыми в организациях локальными нормативными актами по противодействию коррупции, закреплены в трудовых договорах или должностных инструкциях лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.

Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в организациях, проходят специальное обучение по образовательным программам в области противодействия коррупции. Часть из них проходит данное обучение регулярно/

Обязанности работников организации, связанные с противодействием коррупции, а также ответственность за нарушение положений законодательства о противодействии коррупции 

В должностных инструкциях (трудовых договорах) работников организаций закреплены специальные обязанности по предупреждению и противодействию коррупции, а также положения об ответственности за нарушение законодательства о противодействие коррупции.

К обязанностям в сфере противодействия коррупции относятся такие, как:

  • воздерживаться от совершения или участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного работодателя (лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщать непосредственному начальнику (ответственному лицу) о возможности возникновения либо о возникновении у работника конфликта интересов.

Для отдельных категорий работников, занимающих должности с высокими коррупционными рисками, в ряде случаев дополнительно установлены специальные обязанности.

Работники организаций ознакомлены с обязанностями по предупреждению и противодействию коррупции под роспись. 

Кодекс этики и служебного поведения.
Положение о конфликте интересов как внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей 

В подавляющем большинстве организаций разработан и утвержден Кодекс этики и служебного поведения – документ устанавливающий ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом (далее – Кодекс этики).

Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые в основном закрепляются в Кодексах этики, являются:

  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;
  • поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
  • следование лучшим практикам корпоративного управления;
  • следование принципу добросовестной конкуренции;
  • требования к антикоррупционному поведению работников;
  • соблюдение законности.

Среди основных требований к антикоррупционному поведению работников указываются такие, как:

  • недопущение личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • обязанность противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее предупреждению.

В ряде Кодексов этики общие ценности, принципы и правила поведения дополнительно раскрываются и детализируются для отдельных сфер (видов) деятельности, например: образовательной, медицинской, социальной.

Также Кодексы устанавливают обязанность работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, принимать меры по предупреждению коррупции, а также к тому, чтобы подчиненные им не допускали коррупционно-опасного поведения.

При поступлении на работу в обязательном порядке производится ознакомление работников с Кодексом этики под роспись.

Данные кодексы размещаются организациями на официальных сайтах в соответствующих разделах, а также на стендах посвященных противодействию коррупции.

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организации принимают Положение о конфликте интересов (далее – Положение), которое является внутренним документом организации, устанавливающим порядок выявления, и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

Положение содержит основные понятия и определения, принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации; действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов; их обязанности; ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Положение устанавливает механизм проверки и рассмотрения уведомлений о конфликте интересов, привлечения лица к ответственности за допущенный конфликт интересов и применения мер по его предотвращению и урегулированию.

Также Положением установлена форма уведомлений о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, а также форма журнала учета таких уведомлений.

Действие Положения распространяется на всех работников организации вне зависимости от занимаемой должности.

Работники организаций ознакамливаются с Положениями под роспись в обязательном порядке. 

Работа с обращениями граждан.
Осуществление анализа таких обращений с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции.
Проверка наличия фактов, указанных в обращениях 

Обращения граждан содержащих информацию коррупционного характера рассматриваются в организациях в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с положениями которого работники организации ознакомлены под роспись.

В случае наличия в обращении сведений о коррупционном поведении должностных лиц организации, данное обращение рассматривается лицом, ответственным за противодействие коррупции в организации, которое наделено соответствующими полномочиями.

По результатам рассмотрения обращения руководителем организации принимается решение о наличии (отсутствии) оснований для передачи результатов данной проверки в правоохранительные органы, о чем уведомляется заявитель.

Контроль за рассмотрением обращений подобной категории осуществляется руководителями организаций.

Обращение может быть направлено гражданином письменно, с использованием «телефона доверия» либо «горячей линии», или через официальный сайт организации.

В организациях имеются прошитые и пронумерованные журналы для регистрации поступивших сообщений, содержащих сведения о фактах коррупции. 

Наличие внутреннего контроля.
Оценка коррупционных рисков.
Выявление фактов конфликта интересов при осуществлении закупок.
Политика запрета дарения 

Внутренний контроль в организациях осуществляется учредителем, директором и главным бухгалтером.

При проведении внутреннего контроля организациями обращается особое внимание на следующие процедуры:

  • контроль документирования хозяйственной деятельности;
  • проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционных рисков.

В ряде организаций особое внимание уделяется вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. На постоянной основе руководством и ответственными лицами в организациях проводится работа по выявлению фактов состояния контрагентов в родстве (свойстве) с работниками организации в целях предотвращения ситуации конфликта интересов.

Меры, необходимые для проведения такой работы изложены в методических рекомендациях Минтруда России по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюжетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также методических рекомендациях Минтруда по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В целях выявления финансовых, правовых, налоговых, репутационных и имиджевых рисков финансово-хозяйственной деятельности рядом организаций утверждаются соответствующие Регламенты о порядке проведения проверки контрагентов.

В соответствии с указанными актами осуществляется проверка всех контрагентов на предмет определения их правоспособности, финансового состояния, способности к выполнению взятых на себя обязательств, выявления фактов состояния контрагентов в родстве (свойстве) с работниками организации в целях предотвращения ситуации конфликта интересов при осуществлении закупок.

Регламент устанавливает порядок проведения проверки закупки: от обоснования необходимости проведения её процедуры до подготовки заключения по результатам проверки контрагента по установленной форме перед заключением с ним гражданско-правового договора (контракта).

Принятие решения о заключении конкретного договора осуществляется руководителем организации по результатам рассмотрения заключения и приложенных к нему документов. Заключение приобщается к оригиналу договора.

Указанная проверка направлена на исключение фактов заключения договоров с недобросовестными исполнителями.

Кроме того, заключаемые большинством организаций гражданско-правовые договоры (контракты) содержат антикоррупционную оговорку, регламентирующую обязанность исполнителя соблюдать антикоррупционное законодательство и не допускать неправомерные действия коррупционного характера.

В рамках проводимой работы лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений в организации, организует ежегодное представление осуществляющими закупки в организации лицами деклараций о возможной личной заинтересованности. В целях выявления личной заинтересованности работников, которая может привести к конфликту интересов, обобщает имеющуюся информацию о работнике, его близких родственниках.

В организациях на постоянной основе выявляется, рассматривается и оценивается возможность возникновения коррупционных рисков, характерных для его деятельности.

Порядок оценки коррупционных рисков, который утверждается локальным нормативным актом организации, устанавливает периодичность и основания её проведения.

Результатом проведенной оценки является утверждение в организации карты коррупционных рисков, в которой указываются административные процедуры, связанные с высокими коррупционными рисками, в том числе административные процедуры, связанные с осуществлением закупок и заключением гражданско - правовых договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организации.

Карта коррупционных рисков представляет собой сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений, перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также направления деятельности организации связанные с коррупционными рисками. В картах описаны типовые ситуации, определена степень риска, разработаны меры по управлению коррупционными рисками.

На постоянной основе в организациях руководством и ответственными лицами с работниками проводятся целевые беседы, на которых разъясняется общая антикоррупционная политика организации в области запрета дарения, направленная на формирование у работников неприятия к любым формам дарения в ходе исполнения должностных обязанностей.

Правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, в большинстве организаций являются частью Антикоррупционной политики организации.

Указанные Правила регламентируют критерии подарков и расходов на деловое гостеприимство, границы допустимого поведения при обмене деловыми подарками, запрет на передачу и получение подарков в виде денежных средств (как наличных, так и безналичных), а также в форме акций и иных ликвидных ценных бумаг в виде подарочных сертификатов и прочих материальных ценностей и благ, запрет на получение подарков в ходе проведения торгов и во время прямых переговоров при заключении договоров (контрактов).

Будучи закреплены в локальном нормативном акте, Правила регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, являются обязательными для исполнения всеми работниками организации. 

Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции

Взаимодействие организации с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, осуществляется в ходе проверки уставной деятельности организаций контрольными органами (в том числе органами финансового контроля).

Большинством организаций основные направления взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции закреплены в положениях принятой в организации Антикоррупционной политики.

Полномочиями по организации взаимодействия с государственными органами, осуществляющими контрольно – надзорные функции наделены руководители организации и лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в организациях. 

Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции 

Сотрудничество с правоохранительными органами реализуется организациями по следующим направлениям:

  • принятие организацией на себя публичного обязательства сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений;
  • принятие организацией на себя публичного обязательства воздерживаться от каких – либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения;
  • принятие организацией на себя публичного обязательства в случае обнаружения признаков коррупционных правонарушений организации следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы.

Сотрудничество с органами прокуратуры, правоохранительными органами осуществляется организациями в форме обмена информацией, исполнения актов реагирования органов прокуратуры, оказания содействия правоохранительным органам при проведении соответствующих проверок.

Полномочиями по организации взаимодействия с правоохранительными органами, в сфере противодействия коррупции наделены руководители организации и лица, ответственные в организациях за противодействие коррупции. 

Взаимодействие со средствами массовой информации при освещении мер, принимаемых по противодействию коррупции.
Публичность антикоррупционных мер 

Взаимодействие со средствами массовой информации, при освещении мер принимаемых по противодействию коррупции, происходит, как правило, в форме размещения информации антикоррупционной направленности в печатных и интернет изданиях, а также путем предоставления средствам массовой информации сведений (устно и письменно) на поступающие запросы, относящиеся к сфере деятельности организации.

На официальных сайтах организаций, а также в социальных сетях организаций размещаются информационные материалы антикоррупционной направленности.

Лица, ответственные в организациях за противодействие коррупции наделены полномочиями по организации взаимодействия со средствами массовой информации, при освещении принимаемых в организации мер по противодействию коррупции. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie